Понедельник, 06.05.2024, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Новотаповская СОШ"

Электронный журнал

Электронный журнал

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Разработки

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы Учителя русского языка и литературы Дроздовой Л.М.)
 
 
 
 
(из опыта работы классного руководителя)
Выступление на областном семинаре для классных руководителей
«Управление воспитательной системой класса»
по теме «Пять компонентов воспитательной системы класса»
Автор: Башкирова Татьяна Андреевна, МОУ «Новотаповская средняя общеобразовательная школа» Юргинского района
Управление воспитательной системы класса это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. В организации такой деятельности я опираюсь на 5 компонентов системы, выделенной в научно-методической литературе:
1) Индивидуально-групповой
2) Ценностно-ориентированный
3) Функционально- деятельный
4) Пространственно- временной
5) Диагностико- аналитический
Моделируя воспитательную систему класса вначале выясняю:
а) с кем предстоит работать
б) что хочется получить от своей работы
в) сколько времени займёт достижение поставленных задач и в каком жизненном пространстве придётся работать.
Каждый новый классный коллектив отличается от другого, поэтому каждый 5 класс беру настороженно. Опыт работы есть, но практики работы с этим коллективом детей нет .И пройдет немало времени, пока полностью будет восстановлен контакт с детьми, дети станут более открыты в общении.
Три с половиной года назад я взяла пятиклашек. До этого долго к ним присматривалась - кабинет начального звена был рядом с моим кабинетом, т. е они росли на моих глазах. Вначале 4 класса произошло слияние 2-х классных коллективов (из-за реструктуризации школ ) , а в 5-м к нам добавилось 3 второгодника. Пришло ко мне в класс 14 человек: 7 мальчиков и 7 девочек, 3 второгодника, ( причём 2 из них 2 раза оставались на повтор) , 3 ученика, обучающихся по программе коррекционной школы 8 вида, 5 хорошистов и 3 просто хороших ребёнка. Возраст детей от 10 до 13 лет. Ни о каком коллективе просто не было и речи. Часть ребят была сплоченной группой, другие были разрозненны, жили сами по себе. Поэтому отношения в классе стали непростые. Дети относились настороженно друг к другу и ко мне.. Учёба, поведение и посещаемость были не в чести. Поэтому первыми задачами воспитательной работы стали:
а)изучение семьи и положения ребенка в семье. Считается, что ребенок- зеркало семьи. Поэтому важно знать позицию ребенка в семье.
б)изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества
в) укрепление межличностных отношений
г) формирование чувства «МЫ» Чтобы решить эти задачи, составила систему классных часов. На первом классном часе мы играли в журналистов: каждый ребёнок брал интервью у соседа по парте (у друга, у кого хотел).
Обязательными вопросами были:
1)ФИО
2) дата рождения
3) любимое занятие в свободное время
4) любимый предмет
5) кто твои друзья?
6) какие передачи любишь смотреть?
7) что любишь читать? И т. д
На следующем классном часе ребята представляли нам свои работы (статьи газет, телепередачи). Так я узнала интересы детей, а так же кто с кем общается. Следующий шаг был - выявить лидера. Для этого можно провести игру «С кем я хочу сидеть за партой…) . Даётся установка: Вам разрешили на 3 уроках сидеть за партой с кем вы захотите, напишите под цифрами 1,2,3 имена этих людей Так было установлено, что в классе несколько групп по общению, несколько лидеров, но есть и дети, с которыми большинство не хочет общаться. Значит в работе с данным ученическим коллективом нужно применять индивидуально-групповой компонент (1)
На основании успеваемости, поведения, интересов учащихся были разделены на 3 группы (об этом узнала и соц. педагог): дети «группы риска»- вошли второгодники и дети, обучающиеся по программе коррекционной школы 8 вида, «одарённые дети»- хорошисты, и «группа резерва».
На каждого ребёнка завелась карта, на которой отмечалось: успеваемость, посещаемость, занятость в кружках, участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах, беседы с ребёнком и его родителями. Навестила ребят в их привычной обстановке, в кругу семьи, чтобы увидеть реакцию детей при появлении чужого человека, который хочет стать родным.
Ещё Макаренко говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку на собственный страх и риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса привлекаю всех участников образовательного процесса: учащиеся класса ,родителей, педагогов и другие взрослых, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.
Некоторые родители меня старше, опытнее, поэтому вначале относились ко мне настороженно, считая, что мой опыт воспитания детей ещё мал. Но некоторое время спустя наши взаимоотношения стали деловыми, а в последствии дружескими. Дети в классе из семей с разным достатком, отношением к жизни и к другим людям. Есть дети старшие в семье, которые имеют свои права и обязанности, считают себя более взрослыми, чем другие дети. Есть ребята, которые младшие в семье, поэтому они привыкли к вниманию, и в классе требуют такого же отношения. Сформировалась группа единомышленников, которая состоит из родителей, классного руководителя, учителей предметников и детей, которые пользуются авторитетом в классе.
Для каждого из нас есть своя ценность: здоровья, жизнь, знания, благосостояния, семья и т.д. Изучая данный вопрос при помощи различных методик( « Пожар» , « Тонущий корабль» ) выяснила , что ценностями для большинства детей были не здоровье и образование. Значит нужно работать и в этом направлении (Ценностно-ориентированный компонент) .
Каждый учащийся имеет поручение постоянное или разовое. Есть ученики, которые на протяжении нескольких лет занимаются одним любимым делом. Например, Наташа. Д с 5-го класса была физоргом, принимает активное участие в спортивной жизни класса и школы и в этом году она занимает должность Министра спорта в школьной организации «Мы». В активе класса: староста, учебный сектор, культмассовый сектор, спортивный сектор, трудовой сектор, редколлегия. Каждый знает круг своих обязанностей. Раз в месяц проходит ученическое собрание, на котором ученики высказывают своё мнение, планируют дальнейшую жизнь класса, анализируют всё происходящее. Каждую осень отправляемся в выходной день в поход. В 5 классе из 14 человек пошло в лес только 8, а в 6-м весь класс. У нас есть своё любимое место, там уже готов бивак (кострище, выгребная яма). Весь день мы играем, рассказываем истории, шутим, печём печёнки. Это мероприятие очень сближает детей, воспитывает доброжелательность, ответственность. На зимних каникулах обязательно выбираем день, когда идём на горку, катаемся на санках, лыжах. В этом году едем в Ялуторовск в музеи. Для меня это имеет большое значение. Я вижу детей в непринуждённой обстановке, когда все черты ребёнка раскрываются. Зажатый, робкий на уроке ребёнок мог быть командиром на привале. Слабый по биологии ученик поражал знаниями растительного и животного мира. Всё это помогает в индивидуальной работе с ребёнком, становлюсь для детей своим человеком.
На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми и взрослыми. Через уважение к самому себе воспитывается уважение к товарищам, толерантное отношение к другим. (называем друг друга по имени, а не по фамилии, ежедневные пятиминутки, староста - старший дежурный, приветствуем друг друга ). Они не только регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательного процесса.
Для успешного управлении воспитательной системой класса опираюсь на приоритетные принципы:
- принцип сотворчества детей и взрослых
- принцип ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи
- принцип открытости и доброжелательности
- принцип индивидуализации и дифференциации
Функционально- деятельный компонент управления воспитательной системой класса реализуется через совместную деятельность и общение. Для этого уже не первый год провожу цикл классных часов, посвящённых нравственному воспитанию «Поговорим по душам». Например, «Жизнь- это …» , «Настоящий друг» , «Человек- это звучит гордо» , «Доброта» . Когда начала первый классный час на эту тематику, то увидела в глазах детей усмешку, слово «доброта» им ничего не говорило, не затрагивало струны души. Но затем контакт был установлен и никто не остался равнодушным. Теперь ребята сами предлагают следующий классный час «Поговорить по душам…» В сентябре 2006 года на уроке русского языка писали сочинение на тему «Счастье – это…» Какие добрые, хорошие слова были написаны учениками. Они смогли не стесняясь, высказать сокровенные мысли, поделиться с другими своим мнением. Отрывки из сочинений были опубликованы в газете «Призыв».
Для проведения классного родительского собрания по нравственному воспитанию применяю анкетирование для детей и их родителей.
Пример: Анкета для детей
-Кто твой лучший друг или подруга?
- Почему ты с ней или с ним дружишь?
-Может ли твой друг или подруга помочь тебе в беде?
-Можешь ли ты помочь другому человеку?
-Можешь ли ты кого-нибудь толкнуть или ударить намеренно? (С чем это может быть связанно?)
- Можешь ли ты о другом человеке сказать неправду?
-Есть ли у тебя в школе прозвище и как ты к нему относишься?
-Кто тебя обижает чаще, взрослые или сверстники?
Пример: Анкета для родителей:
-Любимая книга вашего ребёнка?
-Любимый фильм вашего ребёнка?
-Любимая телепередача вашего ребёнка?
-Любимый герой вашего ребёнка?
-Любимая компьютерная игра вашего ребёнка?
-Отчего вы хотели бы оградить вашего ребёнка?
-Отчего вы хотели бы предостеречь вашего ребёнка?
-Как вы пытаетесь это сделать?
Так же к родительскому собранию оформляется выставка «Черно-белый мир» Учащиеся создают художественное полотно, в котором показано всё хорошее и плохое, существующее, по их мнению, на планете земля. Для этого каждый ребёнок делит лист на две половины, одна из которых отображает светлую сторону жизни, а вторая – тёмную. На светлой стороне – радость, счастье, добро, на тёмной – грусть, злоба, страх. Учащимся предлагается определить, что является причиной их счастья, горя, радости, печали.
Как в каждом классе, так и в нашем есть дети, очень активные, желающие всегда и везде принимать участие, так и те, которые не горят желанием выступать на сцене или соревноваться, но они могут быть прекрасными выдумщиками, модельерами, художниками. То есть организаторы и исполнители, Однажды, ещё в 6 классе, я уговорами, доводами убедила ребят готовиться к «Осеннему балу» всем вместе. Одни рисовали газету, другие изготавливали поделку, третьи придумывали выступление,а «звёздочки» его репетировали. И всё получилось замечательно. 1 место было наше! Ребята не зря говорят – «Вместе мы сила!» В таких случаях для каждого ребёнка создана ситуация успеха, каждый уверен, что справится со своей задачей. А бывает и рискует сделать то, чем никогда не занимался. Иногда, чтоб поддержать ребят сама участвую в инсценировке, или подпеваю за кулисами. Долго потом вспоминаем, что было, смеёмся, шутим. Уже вошло в традицию раз в месяц проводить классный вечер. Ребята придумывают программу, сами выбирают ведущих, готовят игры, концертные номера. Дети заметили, что каждый ученик нашего класса - это часть коллектива, нужная, неповторимая. Наш классный коллектив входит в состав клуба « Зелёное яблоко». Раз в месяц в библиотеке проводится заседание этого клуба. Затрагиваются интересные темы, проводятся анкетирования и тестирования.
Как классный руководитель я понимаю, насколько важна эмоционально- психологическая, духовно- нравственная и предметно- материальная среда, поэтому в учебном кабинете, в котором происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, влияющие на становление личности ребёнка, стараюсь создать комфортную для каждого среду.
Для этого провожу тренинговые упражнения для учащихся: « Зеркало». Передаётся какое-либо настроение, сообщение, состояние гримасой соседу слева. Гримаса передаётся по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается первому участнику. Гримасы передаются разные, выражающие положительные и отрицательные эмоции.
Затем идёт обсуждение по вопросам:
Какой механизм узнавания чувств?
Что вы видите и чувствуете, когда передаётся какое-либо сообщение?
Тренинговые ситуации для родителей: «Розыгрыш» Первая ситуация: один родитель – учитель, второй – плохой ученик, лентяй, не подготовивший задание. В данный момент он стоит у доски. Учитель хочет побудить его учится лучше. Вторая ситуация: один родитель – ребёнок, второй – родитель. Ребёнок просится на дискотеку. Родитель его не пускает. Назревает конфликт…. Наш классный коллектив называется «ДОМ» - «деловые, озорные, молодые». Девиз: «Человек отражается в своих поступках» Ф.Шиллер В прошлом году проводили мероприятие «Дом, в котором я живу». Было три группы ребят. Каждая группа выполняло такую работу: рисовали герб нашего «ДОМа»; сочиняли мини гимн; готовили презентацию своих творческих проектов. Итоги мероприятия показали, что класс уже можно назвать коллективом, так как дети могут совместно работать. Понимают друг друга, поддерживают выступающих из других команд. Ребята принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, входят в состав актива школы. Нет ни одного министерства в организации «Мы», в котором бы не находились учащиеся 8 класса. Наташа - проводит зарядку и спортивные соревнования, Галя - подводит итоги успеваемости, Кристина - отвечает за оформление и т.д.
Результативность моей деятельности зависит от диагностико – аналитической работы.
Ее я выстраиваю в нескольких направлениях:
1. Работа с детьми из « группы риска». Планирую в этом направлении:
а) взять на контроль посещаемость и успеваемость, занятость во внеурочное время
б) дать поручения в классе
в) организовать встречи с родителями и провести беседы: «Свободное время подростка» - занятость в кружках, секциях, внеклассных мероприятиях. «Подготовка домашних заданий и уроков посещения – вот залог успешного обучения»; «Профессии, которые можно получить в нашем районе, в нашей области».
2.Работа с «одарёнными детьми».Ставлю перед собой задачи:
а) взять на контроль успеваемость и занятость во внеурочное время.
б) отслеживать успехи данных учащихся и заносить в портфолио.
в) организовать встречи с родителями и провести беседы «Профессия – экзамен – подготовка»; «Делу – время, потехе час» - режим дня; «Лето – отдых, или подготовка к новому учебному году». 3.Работа с детьми «резервной группы».
а) взять на контроль успеваемость этих ребят
б) отслеживать частоту опроса учителями – предметниками этих учащихся
в) организовать встречи с родителями и провести беседы: «Ситуация успеха в школе и дома»; «Свободное время провести с пользой»; «Не навреди, воспитывая».
Для того, чтобы определить уровень самооценки ребёнка можно использовать такой способ: нарисовать на чистом листе бумаги лесенку из десяти ступенек. Дать ребёнку такую инструкцию: « Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные, у них всё получается быстро, хорошо, легко, их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей. А на самой нижней ступеньке – те, кто пропускает школу, плохо учатся, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругает учитель, а мама и папа не очень любят. Все остальные дети находятся на других ступеньках. Подумай, где твоё место на лесенке в данный момент, и нарисуй себя на ступеньке.» Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек – это тревожный симптом! Что делать, если ребёнок видит себя на одной из верхних ступенек? Очень важно не торопиться. Рекомендации родителям: Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, отмечайте его достижения, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, не сравнивайте с другими детьми.
С классным коллективом я работаю по нескольким подпрограммам:
1.Программа «Здоровье», которая включает в себя - ежедневную зарядку перед началом занятий - физминутку на каждом уроке - спортивные мероприятия в классе и в школе - турпоходы - классные часы и родительские собрания на тему ЗОЖ - Отслеживание групп здоровья и физкультурных групп, начиная с 1-го класса - отслеживание пропусков занятий и заболеваний в течении года 2. Программа «Семья», которая включает в себя: - совместные мероприятия с родителями - родительские собрания - родительский лекторий -изучение взаимоотношений между детьми и родителями Результат воспитательной работы виден не сразу, пройдет немало времени, пока увидишь плоды своих трудов. Но работаешь и знаешь, что это все не зря. Сравниваю ребят, какими они были в 5 классе и какими стали в 8, и вижу хоть небольшой, но всё же прогресс. Каждый из них, хоть и не сформированная полностью, но уже личность.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Новый Тап